Михаил Сипер — поэт, автор трех сборников стихов, лауреат фестивалей и конкурсов авторской песни в Нижнем Тагиле, Свердловске, Перми, Костроме, Березниках, Казани, Куйбышеве (14-й Грушинский), Всесоюзного конкурса «Товарищ гитара» еженедельника «Собеседник», Всесоюзного фестиваля авторской песни в г. Саратове, 1 Израильского конкурса авторской песни в Иерусалиме и др. Михаил Сипер — неоднократный призёр Международного турнира поэтов «Пушкин в Британии», обладатель Гран-при Международного конкурса пародистов памяти А. А. Иванова, лауреат Золотой Медали Франца Кафки (Прага). В настоящее время Михаил Сипер является председателем правления и вице-президентом APIA (Международный союз литераторов и журналистов).
Люблю я читать словари и энциклопедии. Там всегда можно найти прекрасные, точные, а порой и неожиданные формулировки и объяснения. Вот например, великий словарь В. И. Даля так толкует иностранное слово «ансамбль»: АНСАМБЛЬ м. франц. худож. общность, совместность, общее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная полнота. И, вы знаете, меня полностью удовлетворяет это определение. Даже нет никакой необходимости искать в других словарях.К чему это сказано? Неделю назад я побывал в городе с грубым названием Кирьят Гат. Там проходило очень интересное мероприятие. Мой старинный товарищ Леонид Ваксман, поэт, бард и музыкант, в течение двух лет тайком, не создавая излишнего ажиотажа, готовил сюрприз. Он познакомился с несколькими весьма примечательными и музыкальными ребятами. Они репетировали как юный театр «Современник» вечерами на кухне, притирались друг к другу, оттачивали, улучшали и развивались, чтобы достигнуть «взаимного соответствия» , а также – «художественной общности». Каждый участник будущего ансамбля являл собой отдельную талантливую личность, и, чтобы не превратить «общее согласие» в сборище отдельных персонажей, надо было постараться. Поверьте мне, они таки постарались. Я не присутствовал при этом и не участвовал в процессе становления. Но, как палеонтолог восстанавливает облик археоптерикса (я надеюсь, что правильно написал это слово) по двум-трем косточкам, так и я могу из результата представить себе предыдущий процесс. Я понимаю, что было непросто. Я не музыкант, и вообще для меня совместные репетиции разных людей представляются каким-то шаманством. В конце концов, я и не обязан знать, как добывается электричество. Я должен наслаждаться гаммой красок и звуков цветомузыки, нажав кнопку. А уж что там с анодом и катодом – абсолютно не мое дело.Процесс создания ансамбля я не видел. Но результат оного я наблюдал полностью, подробно и внимательно. Для начала, меня поразил зрительный зал. Сказать, что он был полон – это преуменьшить. Он был набит битком. Как выяснилось позже, с десяток человек ушли разочарованными, ибо их просто не пустили – негде сидеть! Что-то не припоминаю я подобного заполнения зала на бардовских концертах. Давненько такого не наблюдалось в наших палестинах.А потом начался концерт. И он сразу разрушил сложившуюся годами концепцию ансамблей авторской песни (может, за исключением «Песен нашего века»...). Привычное построение – солист или дуэт, плюс аккомпаниаторы или подпевающие. А у ансамбля, носившего классическое, но современное название «Озеро Chat», все участники были солистами. Как у хора Турецкого, ей-богу, не вру. Песни Лёни Ваксмана звучали сольно, дуэтом, трио, а иногда и совсем грузинским многоголосьем. В глубине сцены стоял обычный кухонный стол с самоваром и чашками, там отдыхали незадействованные в данный момент участники и песни исполнялись как будто на той самой кухне, где они и репетировались. После первых же песен зал начал овацию. Никакого времени на раскачивание не предоставилось, «Озеро» разлилось сразу. Практически все прозвучавшие песни я знал давно, знал наизусть, пытался шепотом (чтобы не мешать соседям) подпевать. Но что значит «знал»? Я их знал в сольном исполнении Ваксмана. То, что я услышал со сцены, было богаче, мощнее, объемнее, впитывалось, как некий витамин, помогавший успокоить дневные неурядицы. И самое для меня главное – исполнение было честным. Никаких украшательств, наигрыша и перегибов. То электричество, лившееся со сцены в зал, было иногда силой с батарейку, а иногда с высоковольтную батарею. И оно лечило, оно увлекало, оно освещало нас изнутри. Слушая эти песни, каждый мог посмотреть на себя, вздохнуть, успокоиться, пустить свои чувства на волю. И, разумеется, хлопать в ладоши, восторженно глядя на сцену, где трое мужчин, две женщины и совсем юная девочка творили чудо. Обыкновенное, но всё-таки чудо. Наверное, именно поэтому зал так радовался и не хотел расходиться, даже когда концерт закончился. Очень уж не хватает нам обыкновенных чудес в жизни. Как говорили Стругацкие, «в наше время чудеса случаются только поганые»... Я был на концерте «Озера Chat» и могу сказать, положив руку на всё: «Я видел чудо. Оно было хорошим.» Очень надеюсь, да чего уж там «надеюсь» - уверен, что первый концерт «Озера Chat» станет именно первым в длинном списке будущих выступлений. Как мне кажется, сомнений в этом просто быть не может. Полку интересных людей на израильской сцене прибыло. Кстати, почему именно на израильской? Подобные выступления вполне достойны сцен фестивалей и концертных залов России, США, Германии и других стран, где русская авторская песня чувствует себя вольготно.Напоследок скажу - так как со сцены прозвучала и песня на мои стихи, то я могу себя считать малой частицей этого коллектива. Именно поэтому последнее далевское определение ансамбля «стройная полнота» я оставлю для описания собственной фигуры. Лехаим!
|